Фильм РевольверПредставляем Вашему вниманию несколько обзоров "Револьвера", в которых приводятся интересные мнения о фильме, а также производится подробный анализ героев и некоторых цитат.


Перед изучением обзоров рекомендуем почитать интервью с Гаем Ричи - так информация будет яснее восприниматься.



Разбор фильма "Револьвер" от "Мечтателя"

Выход из тюрьмыНа днях пересмотрел. Раз в пятый или шестой, наверное. Снова пропёрся, а потом вдруг в какую-то минуту я поймал себя на мысли, что должен написать обзор. Не для кого-то, для себя. Пришло время расставить всё по полочкам.

Итак, главный герой Джек Грин (Джейсон Стэтхем), карточный катала и виртуозный отборщик денег, заходит в казино-небоскреб, чтобы распотрошить зажиточного владельца заведения, преступного босса по фамилии Мака (Рей Лиотта). Семь лет назад из-за Мака он влип в неприятную историю; загремел в камеру-одиночку длиною метра три. Проведя за подготовкой к гоп-стопу немало упоительных тюремных дней, Грин годами шлифовал способность таинственный образом похищать у людей удачу, а больше всего на свете мечтал поквитаться с тем, кто запер его в четырёх стенах. Помогали ему в этом деле два таких же, как и он, зэка-отщепенца: один был мастером шахмат, другой - мастером разводок. Причем оба были настолько искушены в своём деле, что могли заполучить всё, что только пожелают. В итоге Джек перенял их магический механизм оболванивания, но, выйдя на свободу, начал бояться лифтов (не просто нюанс, а дико важный момент).

Возвращаемся в наши дни. Грин выигрывает деньги у Мака, потом со словами "я ещё с ним продолжу" уходит из казино, однако теряет сознание, спускаясь вниз по лестнице. Доктора диагностируют редкую болезнь крови, из-за которой осталось жить не больше трёх дней. Тем временем оскорблённый гангстер заказывает своего обидчика и одновременно начинает сотрудничество с влиятельным чернокнижником Сэмом Голдом, королём преступного мира. После чего организовывается покушение, завязывается перестрелка, в которой погибают все люди, что были с Грином, а его самого спасают. Два знатных уличных ростовщика Зак и Айви предлагают Джеку "выгодную" сделку - они спасают его от опасности, но взамен требуют денег и полной покорности. Грин соглашается.

Дальше - больше. Татуированные якудзы, некие мистические масоны, интеллигентный киллер-профессионал Утилизатор, брюнетка с чупа-чупсом. "Револьвер" в свое время был заявлен с позиции криминального триллера, на самом деле он смотрится как телерепортаж из чьего-то ночного кошмара. Место действия - безымянный город N, неуловимо напоминающий большими неоновыми вывесками Лас-Вегас. По улицам носятся чёрные автомобили марки "Кадиллак", копы исчезли с улиц, незаконопослушные люди расплачиваются 12-долларовыми купюрами. Режиссёр Гай Ричи взял принятую в нуаре степень условности (все эти сцены под дождём, последний герой-одиночка, вечно что-то бубнящий себе под нос), завернул её в глянцевую обложку дешёвого бульварного чтива и со всей дури пустил по сумасшедшим рельсам линческого кино. По принципу "чем лучше, как тебе кажется, ты понимаешь происходящее, тем больше у тебя шансов оказаться в дураках". Если попытаться вычленить некую сюжетную конструкцию, то получится примерно следующее.

Фишка в том, что Зак и Айви - воображаемые персонажи-символы, скорее всего материализующие второе "я" Грина. Их непохожесть, ярко выраженная и бросающаяся в глаза, придаёт обоим образам особую значимость. Чёрный и белый, толстый и тонкий, один таскает блистательные деловые костюмы, другой - вытянутые на коленках спортивные треники. Это отчасти объясняет, почему они взаимодействуют исключительно с эпизодическими героями, как им удалось выбраться из тюрьмы, наконец, почему "шестёрки" Мака в упор их не замечают (сцена с бассейном, в казино). Из тех же соображений необходимо полагать, что таинственный мистер Голд, кажется, в реальности тоже не существует. По мне, ключом к загадке личности Голда служит анаграмма фамилии - схожесть звучания английского Gold (золото, богатство) и God (бог). Это метафора. Мистер Голд символизирует собой власть: обаяние больших денег, неаппетитную алчность, возросшие амбиции. Именно поэтому "Сэма Голда никто не видел, но Сэм Голд видит всех".

"Револьвер" обрамлён четырьмя очень уместными цитатами, которые последовательно подводят базис фильма под финальный сюжетный кульбит.

"Единственный способ стать умнее - играть с более умным противником", - основы шахмат, 1883 г. 
Джек рассказывает Айви  принцип победы в шахматах. "Я должен скармливать тебе маленькие кусочки, заставляя поверить, что ты их сам выиграл. Так, соперник отвлекает свою жертву, пока она корчится в объятьях собственной жадности. А когда жертва начнёт сомневаться в том, что соперник ей равен, на самом деле она будет сомневаться в своих собственных интеллектуальных способностях". По схожему принципу поступают Зак и Айви. Они заставляют Джека раздавать свои деньги, это метафора скармливания пешек в шахматах. Затем они похищают порошок Голда и ссорят Мака с боссом якудзы Лордом Джоном, это напоминает "поедание" вражьих фигур - слона или ферзя. В конце Айви в последней прощальной партии легко обыгрывает Джека, тем самым показывает, что ему нужно поумнеть, чтобы взять вверх над Сэмом Голдом. Последний, видимо, олицетворяет собой шахматного короля, т.е. самую важную фигуру на доске.
"Первое правило бизнеса - защищайте свои инвестиции", - этикет банкира, 1775 г.
История трёх Эдди. Грин забирал у них деньги и возвращал с процентами; они его защищали, стараясь выгородить любыми способами. "Зачем рассказывать о человеке, который приносит деньги?" Но в один прекрасный день Грин исчез с деньгами, а трём Эдди не повезло - они так заврались, что им перестали верить даже под пытками. В данной цитате под инвестициями подразумеваются людские пороки, которые могут полностью поработить человека.
"Величайший враг спрячется там, где вы меньше всего будете его искать", - Юлий Цезарь, 75 г. до н.э.
"Войны нельзя избежать, её можно лишь отсрочить к выгоде вашего противника"
, - Никкола Макьявелли, 1502. 

Суть: Зак и Айви объясняют Джейку, что его главный враг не Мака, а Сэм Голд. Через восприятие двух вымышленных друзей главный герой встаёт на путь самоочищения. Сперва избавляется от чрезмерной жадности, затем переступает через гордыню (сцена у кровати), а в качестве решающего удара сталкивается лицом к лицу с собственной трусостью (раздвоение личности в лифте). Одолев своего внутреннего демона, Грин обретает свободу и невероятную силу. В финале он встречает дрожащего, путающегося в словах Мака с заряженным пистолетом - тот неистово кричит "Бойся меня!". Но Грин стоит с каменным выражением лица и медленно забирает у него главный атрибут власти - страх. Мака, не выдержав напряжения, пускает себе пулю в лоб.

Офигенное кино, ничего не скажешь. Я могу о нём вечно говорить. Возможно, один из немногих стопроцентно авторских фильмов, где режиссёр вступает в прямой контакт со зрителем - без преград и продюсерских помех. Отсюда столь неровное дыхание. Есть сцены, которые придуманы непонятно для чего и которые смотрятся оторвано от фильма, а есть осколочные шедевры вроде выдающейся перестрелки в ресторане, сделанной с точки зрения операторской работы, саундтрека, безупречно. Ричи, конечно, ходит по тонкой грани между волшебством и шарлатанством, но делает это совершенно упоительно - с какой фантастической лёгкостью мечет кадрами-обманками, как козыряет крупными планами, как забалтывает зрителя эффектными фразами, - при всем при этом непостижимым образом внятно, невероятно убедительно рассказывает историю. О человеке, который вступил в опасную игру со своими пороками... и победил.
Мечтатель

cessateffectus о Револьвере

Деньги в банкеГлавный герой, с помощью других персонажей, намеренно помогающих ему вроде Зака и Ави, либо против воли - Мака и другие, а также особняком Утилизатор в ходе фильма идёт (и приходит таки) к пониманию механизмов, которые закручивают сюжетную линию его жизни. Не главное даже то, что, реализованы его цели, но именно достижение понимания.

В процессе фильма Грин (видимо большой любитель долларов, поскольку изначально жаргонное «green backs» - «зелёная спинка», от которого современное «баксы» бумажным долларам было дано за зелёную оборотную стороны банкноты), изначально стоящий на своём пути вынужден под давлением обстоятельств ломать в себе то, что мешает ему стать собой.

Вообще, в фильме многие имена отражают функционал персонажей – Мака (Мачо, альфа-самец), Daily worker (Деловая работница), Грин – см. выше, Gold (золото, одновременно созвучное с God – вряд-ли нуждается в переводе).

Гай Риччи задаёт вопросы в монологах , когда герой Стетхэма не может понять, что происходит с ним и вокруг него: «мы как обезьяны, нацепившие костюмы и требующие внимания других, если бы не знали правду, то не делали бы так, но кто-то специально скрывает от нас правду» и даёт ответы в концовке: «мистер Голд, это его мир, он им владеет и управляет», а также конкретные указания в борьбе с Голдом: «пойми причины своей боли и вступив бой со своим врагом».

Тот, кто владеет миром и управляет им, прячется в каждом человеке за человеческой болью и управляет им (из диалога в лифте), каждым человеком в отдельности и всем человечеством в целом. Бороться с ним можно, только причиняя ему боль, а поскольку он прячется внутри человека и действовать может только тайно, выдавая свои мысли за созданные человеком-носителем, то боль причиняется себе, точнее, свои слабостям.

В результате того, что под давлением обстоятельств Грин вынужден страдать, отдавая безвозвратно свои деньги в займы людям, которые в принципе не в состоянии их вернуть (под издевательские замечания друзей: «мы должны тщательно оценивать своих клиентов»), ехать в лифте под дулом пистолета, а также унижаться перед Макой, что-то, по его же словам «внутри его умирало». Внутри его, как выяснится позже, умирал Голд, тот самый Голд, которому принадлежит весь мир, но управляет он им одним способом - изнутри каждого человека, играя на его слабостях и жадности. При этом Голд заставил поверить людей, что он и его носитель идентичны, в момент прозрения в ответ Голду, сидящему внутри его Грин говорит: «но ты не я», в этот момент Грин понимает, где прячется и чем прикрывается сила, контролирующая его, а также как осуществляется контроль.

Самое интересное, что имевший кучу проблем Грин прилагал массу усилий для их преодоления, реализовывая «вся жизнь война» и всё такое, иногда с большими усилиями достигая своего, когда же он понял, в чём загвоздка, источник проблем, ему не понадобилось их решать, рассосались сами, бандиты дружно поубивали друг друга, оставшихся прикончил Утилизатор, Мака застрелился (кстати, фраза из фильма: «в мире не существует проблем, мистер Грин, есть лишь ситуации» - видимо, для достигших понимания).

Может основная тема фильма заключается в том, что человеку для достижения своих целей не хватает всего лишь понимания происходящего с ним, и тратя громадные усилия в борьбе с обстоятельствами, человек на самом деле тратит их на достижение понимания сути происходящего, потому, что достигнув понимания никаких усилий прилагать не нужно, всё желаемое происходит само собой.

Кстати, в течении фильма некая сила, стоящая за Ави и Заком, которые «давили на Голда», но сам Голд их «не трогает» переламывает людей, идущих на поводу у Голда, (а их подавляющее большинство) то есть на поводу собственных слабостей, страстей и желаний, к примеру брат Грина, оставивший Грина после обморока, и , как следствие избежавший смерти от пули Утилизатора, советующий Грину «бежать оттуда», ему в конце фильма помощник Маки прибивает к столу руку, которой он фамильярно отодвинул того в сторону на выходе из казино в начале фильма, более того, обстоятельства смерти брата Грина режиссёр игнорирует, демонстрируя тем самым презрение к персонажу.

Промеж всех оказался Утилизатор, не «тупой гангстер с перочинным ножиком», но следующий своей интуиции, который видел (предвидел) и понимал больше своего заказчика, а потому стихийно (неосознанно и непонятно для него самого) сделал в экстремальной обстановке выбор действием в пользу силы, гораздо более масштабной, чем та, что стояла за его заказчиком, но неосознанность, а потому неокончательность этого выбора убила его руками Лу.
линк


"Слежу со жгучим интересом за многолетним древним боем: Во мне воюют ангел с бесом, а я сочувствую обоим!"

Проснись мистер ГринВот это хорошее описание фильма. Внутренний джихад, воюют ангелы с бесами.

Даже само имя Сэм Голд, при громком произношении и ударениях выделяется как сЭм ГОлд.

Сердце, ангелы (в виде двух ребят) развивают в Грине осознанность которая в конце концов и дает возможность Грину сделать Правильный выбор, и сделать не то, что говорит ум под влиянием Сэма Голда(в христианском смысле Сатана).

"Проснись Мистер Грин!"

Знаешь в чем прелесть это игры Джейк? Не известно где противник, не известно есть ли он. Он в голове каждого и ему верят. Это его второе Я. "

И мне очень нравится во это, великие слова:

"Если ты попытаешься уничтожить его чтобы спасти людей, они уничтожать тебя чтобы спасти его."

"Мы хотели взять тебя с собой Джейк, просто тогда ты бы не готов к тому, чтобы узнать как труден этот путь, не взяли потому что любили тебя и все потому что мы - это ты"

А то, что автор книги, а в последствии и Гай Ричи с Люком Бессоном выделили эти внутренние явления и представили в виде отдельных людей, так сказать "визуализировали" их, то это очень классный прием для того, чтобы проиллюстрировать внутренние процессы для внешнего зрителя. Более того, прямое руководство к практике. Очень многие Пути подразумевают под собой визуализацию Гуру, Бога и т.п.
Человек смотрящий этот фильм отождествляется с героем и пробуждается вместе с ним. У меня осознанность проснулась именно от этого фильма. Потом только пришла уже йога, как бы сама собой. Но первый осознанный шаг и первое внутреннее открытие было именно благодаря этому фильму. Я до сих пор вряд ли смогу утверждать, что когда либо смотрел фильм лучше чем Револьвер. Хотя почему он так называется так и не понял. Интересные идеи были по поводу циклических процессов, но мне кажется что в названии что то еще глубже. И есть также убеждение, что многое из фильма осталось недопонятым у многих, даже практикующих духовные дисциплины.


Его лучшая разводка состояла в том, чтобы заставить тебя поверить, что он — это ты…

ПостерПервый раз я посмотрел этот фильм, когда мне было лет 14… Хотя я и не понял всю глубину этого фильма, что-то меня в нем потрясло и изменило что-то во мне…

Вчера я пересмотрел его снова.

Этот фильм не похож на другие фильмы Гая Ричи, к которым мы так привыкли. В нем мало перестрелок, наркотиков, азартных игр и всего остального на чем замешаны сюжеты его работ.

Это глубоко психологичный триллер (Да, я не побоюсь этого слова!). Он держит в напряжении с самого начала и до конца… Вот уже идут титры, а ты все не можешь поверить, что фильм уже кончился. Так глубоко он цепляет своей атмосферой. Со мной так было только один раз, после просмотра фильма Дарена Арановски «Реквием по мечте».

Все глубину этого фильма очень трудно передать словами — это надо почувствовать. Но я все-таки попробую.

Этот фильм о каждом человеке. У каждого из нас в голове сидит Сэм Голд. Нам кажется, что решения принимаем мы, а на самом деле — это «он» — наш Сэм Голд.

Я ведь недаром назвал свою рецензию цитатой из этого фильма. Именно в ней выражена основная идея. Именно она наиболее точно передает смысл, то ради чего был снят фильм.

Внешнего противника всегда можно победить. Гораздо труднее победить противника, если он внутри тебя.

Герой Джейсона Стетхема смог победить своего внутреннего противника. Ему это далось с величайшим трудом. Он прошел через унижение и боль для обретения власти над собой и своей жизнью. Но он не смог бы справиться без своих верных друзей. Ведь только истинный друг сможет сделать больно, чтобы спасти тебе жизнь.

Этот фильм несет идею, которую я не встречал ни в каком другом фильме. Поэтому он заслуживает 10 из 10, и ни баллом меньше.

P.S. Этот фильм содержит гораздо больше, чем я смог понять сейчас. Но одно я знаю точно — я посмотрю его еще не раз. И каждый новый просмотр — новая идея заключенная внутри этого шедевра мирового кинематограф.