Рассказ Александра Мисюкова о встрече с Дхирендрой Брахмачари и кратком курсе обучения, пройденного у Мастера.
Апрель 1993 года.
Палящее солнце, раскаленный асфальт, экзотические запахи и толпы нищих, живущих прямо на улице под старыми рваными тентами. Это Индия.
Одна из центральных улиц Дели, Ашока роуд, ведет к небольшому зданию — Вишваятан йога ашрам. На тот момент это один из самых больших и известных центров йоги не только в Индии, но и во всем мире. Приезд его руководителя — Дхирендры Брахмачарья в Советский Союз и общение с космонавтами сделали его очень популярным на советском, а теперь и постсоветском пространстве.
Когда входишь в ворота, то видно большую площадку, на которой проводятся занятия, офисное здание и маленькую больницу, на несколько коек.
Меня провели внутрь просторного кабинета, где я увидел крупного человека с большими темными глазами и длиной белой бородой. Он был одет в белое дхоти (ткань оборачивающаяся вокруг тела у мужчин) и подпоясан шнуром, что только усиливало общее величественное впечатление. Это и был мастер хатха-йоги — Дхирендра Брахмачари.
Я не знал, с чего начать разговор.
Много лет занимаясь йогой самостоятельно и имея много вопросов, теперь я не знал, что спросить. Но он улыбнулся и сам стал расспрашивать, что меня сюда привело. Я рассказал о своей практике, а затем попросил его наставлений в йоге. В тот день он был очень занят и сказал мне прийти завтра.
И опять та же дорога, безногий нищий, просящий подаяние (потом я его встречал на том же месте каждый день), и кабинет Учителя.
Сам он мне ничего не показывал, но поправлял все, что я делал. И объяснял основные моменты.
Часто ему звонили или приходили люди, но затем мы опять продолжали заниматься. Иногда приходилось ждать довольно долго, а времени на практику оставалось очень мало, но это того стоило. Таких дней был почти месяц. За это время Дхирендра Брахмачарья объяснил мне многое. Основы внимания на дыхании, движении и их согласование. Вход, пребывание, наполнение и выход из асан. Построение занятия, важность шавасаны и ее правильное выполнение.
Наибольшее значение предавалось вниманию. Без него йога превращается в обычную гимнастику. Внимание — это возрастание чувствительности, накопление энергии и управление ей.
Бог Шива дал 8 миллионов 400 тысяч асан, поэтому каждое движение, если оно сделано с полным вниманием, становится асаной, становится йогой.
Энергия не должна двигаться в теле хаотически, это может привести к серьезным проблемам, поэтому построение правильной последовательности асан, с правильными входами и выходами, имеет важнейшее значение.
Если ты обрел внутреннее состояние одной асаны, то сможешь понять, как делать и остальные, добиваясь в них того же состояния.
Так как месяц — это очень малый промежуток времени, чтобы освоить йогу, мы остановились на нескольких, основных асанах, из которых можно построить очень эффективные комплексы.
Также большое внимание уделялось очистительным процедурам.
Промывание
носовой полости, как при помощи воды, так и при помощи шнура является не только
очищающим, но и стимулирующим всю нервную систему действием.
Очищение кишечника
— это основа предотвращения и лечения очень многих заболеваний, даже тех которые,
казалось бы, с ним не связанны.
Немного мы коснулись и сукшма-вьяямы — интересного комплекса, который хорошо использовать в начале занятия, при условии, что он корректно исполняется.
Йога — это комплексная система, и из нее нельзя выхватывать отдельные части. Внутреннее понимание йоги есть у каждого человека, но действительно идет по этому пути только тот, кто его в себе открыл.
Я был удивлен тем, что мне уделялось столько времени, и очень благодарен Учителю за его наставления.
Когда мое пребывание в Индии подошло к концу, он предложил мне трехлетнее обучение в другом его Йога Ашраме и дал официальное приглашение для получения визы.
До сих пор, наталкиваясь на эту бумагу, я с благодарностью вспоминаю Учителя и его наставления.
Но трехлетнее обучение так и не состоялось, так как Дхирендра Брахмачари в скором времени погиб.
Многие из его наставлений я больше не встречал нигде и жалею о том, что не хватило времени расспросить о большем. И только сейчас, продолжая обучение у его ученика и племянника Гуруджи Гириш Джиха и ближайшего ученика — Гуруджи Бал Мукунд Сингха, я могу попытаться найти ответы на так и не заданные тогда вопросы.
(По материалам журнала «ЙОГА» №1(9) март 2005)