A+ A A-

Первые четыре ступени йоги: яма, нияма, асана, пранаяма

Первые четыре ступени йоги: яма, нияма, асана, пранаяма - эти ступени являются основой Хатха-йоги.
Опишу кратко о упомянутых ступенях:

Яма - самоограничение = направление своей жизни (энергии) в одно русло, т.е. нужно научиться определять, куда будет течь жизненная сила (к чему идем). Направление создает центр, затем центр питает направление. Они друг друга питают и поддерживают.
Также яма - мост между вами и другими, вами и обществом. Это более сознательное поведение... тут появляются составляющие ямы...
вставлю трактовку Айенгара из "Йоги Дипики" ("Прояснение Йоги"), думаю каждому будет полезно с ней ознакомиться:

Яма

Восемь ступеней йоги описаны во второй главе. Первой из них является яма (этические дисциплины) - великие заповеди, истинные для всех религий, стран, веков и времен. Они таковы: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (неворовство), брахмачарья (воздержание), апариграха (нежелание чужого). Эти заповеди являются правилами нравственности для общества и отдельного человека, несоблюдение их порождает хаос, насилие, ложь, воровство, беспутство, зависть. Корни этих зол кроются в чувствах алчности, вожделения и привязанности, которые могут быть слабыми, умеренными и чрезмерными. Они приносят только страдания и невежество. Патанджали подрубает их под корень, изменяя направление мыслей человека в сторону пяти принципов ямы.


Ахимса.

Слово ахимса образовано из отрицательной частицы "а" и существительного "химса", означающего убийство или насилие. Это не просто негативный приказ "не убий", это слово имеет более широкое позитивное значение, а именно любовь. Это любовь, охватывающая все мироздание, так как мы все дети одного отца - Бога. Йог верит, что убить или уничтожить вещь или существо - значит оскорбить его Создателя. Люди совершают убийства ради пропитания или для защиты себя от опасности. Но если человек вегетарианец, это еще не значит, что он чужд насилия по темпераменту или что он йог, хотя вегетарианство - необходимое условие для занятий йогой. Кровожадные тираны могут быть вегетарианцами, насилие - это состояние ума, а не диета. Оно заключено в уме человека, а не в орудии, которое он держит в руке. Ножом можно очистить плод, и его можно вонзить в тело врага. Виновно не орудие, а тот, кто им пользуется.

Люди прибегают к насилию для защиты своих интересов: своего тела, своих любимых, своей собственности или достоинства. Но человек не может полагаться только на себя, чтобы защитить себя или других. Такое убеждение ложно. Человек должен полагаться на Бога - источник всякой силы. Тогда он не будет бояться никакого зла.

Насилие возникает от страха, слабости, невежества или беспокойства. Чтобы справиться с ним, прежде всего необходима свобода от страха. А для достижения этой свободы надо изменить взгляд на жизнь и переориентировать ум. Насилие отступит, когда человек научится основывать свою веру на реальности и исследовании, а не на невежестве и догадках.

Йог убежден, что любое существо имеет столько же прав на жизнь, сколько он сам. Он верит, что появился на свет, чтобы помогать другим, и он смотрит на все сущее очами любви. Он знает, что его жизнь неразрывно связана с жизнью других, и он радуется, когда может способствовать их счастью. Чужое счастье он ставит выше своего и становится источником радости для всех, кто встречается с ним. Как родители поощряют первые шаги ребенка, так йог ободряет тех, кто несчастнее его, и помогает им выжить.

За зло, совершенное другими, люди требуют справедливого наказания, а за свои дурные поступки просят прощения и милосердия. Йог же, наоборот, полагает, что за свои дурные деяния следует нести наказание, а дурные деяния других людей следует прощать. Йог знает, как жить, и учит этому других. Всегда стремясь совершенствовать себя, йог любовью и состраданием показывает другим людям, как им улучшать себя.

Йог восстает против зла, которое творит человек, но не против человека, творящего зло. Он требует раскаяния, а не наказания за дурные дела. Осуждение зла и любовь к человеку, творящему зло, могут существовать бок о бок. Жена пьяницы, любя мужа, может все-таки противостоять его дурным привычкам. Противостояние без любви ведет к насилию; любовь к человеку, творящему зло, без противостояния злу в нем -это безумие, приводящее к несчастью. Йог знает, что правильный путь, которому надлежит следовать, - это любить человека и в то же время бороться со злом, которое есть в нем. Побеждает в этой борьбе тот, кто борется со злом любовью. Любящая мать иногда отшлепает своего ребенка, чтобы отучить его от дурной привычки. Таким же образом истинный последователь ахимсы любит своего противника.

Ахимсе сопутствуют абхая (свобода от страха) и акродха (свобода от гнева). Свобода от страха приходит только к тем, кто ведет чистую жизнь. Йог ничего не боится и его никто не должен бояться, потому что он очищается через изучение Я. Страх охватывает человека и парализует его. Он боится будущего, неизвестного и невиданного. Боится, что может потерять свои средства существования, богатство или репутацию. Но величайший страх он испытывает перед смертью. Йог же знает, что он отличен от своего тела, что оно лишь временная обитель его духа. Он видит все существа в Я и Я - во всех существах, вот почему он теряет всякий страх. Хотя тело подвержено болезням, старению, угасанию и смерти, дух остается незатронутым. Для йога смерть - это приправа, добавляющая вкус жизни. Его ум, рассудок и вся жизнь посвящены Богу. Раз он связал все свое существо с Богом, чего же ему бояться?

Имеется два вида гнева (кродха), один унижает ум, другой же ведет к духовному развитию. В основе первого лежит гордыня, вызывающая гнев при недостатке уважения. Гнев мешает уму видеть вещи в перспективе и порождает неверные суждения. Йог же, напротив, гневается на самого себя, когда его ум оступается или когда ему не удается, несмотря на знания и опыт, избежать глупых поступков. Он суров к самому себе, когда анализирует собственные ошибки, но кроток к чужим ошибкам. Кротость - это свойство йога, чье сердце чувствительно к всякому страданию. В нем совмещаются кротость к другим и суровость к самому себе, и в его присутствии исчезает всякая враждебность.


Сатья

Сатья, или правдивость, является высшимправилом поведения и нравственности. Махатма Ганди говорил: "Правда есть Бог, и Бог есть правда". Как огонь выжигает примеси и очищает золото, так пламя правды очищает йога и выжигает в нем все шлаки.

Если ум занят правдивыми мыслями, язык произносит слова правды и вся жизнь основана на правде, то такой человек становится достоин единения с Бесконечным. Реальность, в сущности, есть любовь и правда, и она проявляет себя через эти два аспекта. Жизнь йога должна строго соответствовать этим двум граням действительности. Вот почему йогу предписывается ахимса, которая всецело основана на любви. Сатья предполагаег совершенную правдивость в мыслях, словах и делах. Неискренность в любой форме разрушает гармонию садхаки с фундаментальным законом правдивости.

Правдивость не ограничивается только речью. Речи присущи четыре греха: оскорбление и брань, лжесвидетельство, распространение клеветы и сплетен и, наконец, высмеивание того, что другие считают святым. Сплетник более ядовит, чем змея.

Контроль над речью ведет к искоренению злобы. Когда в уме нет злобы ни к кому, он наполняется милосердием ко всем. Тот, кто научился управлять своим языком, уже достиг значительной степени власти над собой. Когда такой человек говорит, его слушают с уважением и вниманием. Его слова будут помнить, так как это слова добра и правды.

Человек, утвердившийся в правде, молится чистосердечно, и то, что ему действительно нужно, приходит к нему, когда оказывается по-настоящему необходимо. Ему не надо ни за чем бегать. Человек, утвердившийся в правде, получает плоды своей деятельности, не хлопоча о них. Бог - источник всей правды - обеспечивает его потребности и заботится о его благополучии.


Астея

Желание обладать и наслаждаться тем, что имеют другие, ведет к дурным поступкам. Из этого желания возникает побуждение красть и домогаться чужого. Астея (от слов "а" - не, и "стея" - кража), или неворовство, означает не только недопустимость брать без разрешения то, что принадлежит другому, но также использовать что-либо не так и не тогда, как намечал владелец этой вещи. Таким образом, этот принцип исключает незаконное присвоение, нарушение доверия, плохое использование и неправильное употребление. Йог сокращает свои физические потребности до минимума, считая, что станет вором, набирая то, без чего может обойтись. Другие люди жаждут богатства, власти, славы, удовольствий, у йога же желание одно - обожать Бога. Свобода от алчности отвращает от больших соблазнов. Алчность мутит поток спокойствия, делает людей низкими, подлыми и калечит их. Тот, кто соблюдает заповедь "не укради", становится надежным хранилищем всех сокровищ.


Брахмачарья

В словаре это слово толкуется как целомудренная жизнь, посвященная религиозным занятиям и самообузданию. Принято считать, что потеря спермы ведет к смерти, а удержание ее - к жизни. Благодаря сохранению спермы тело йога источает аромат. Пока йог удерживает ее в себе, он может не бояться смерти. Отсюда предписание сохранять ее сосредоточенным усилием ума. Понятие брахмачарья не отрицательное, оно не предполагает ни принудительного аскетизма, ни запретов. По словам Шанкарачарии, брахмачари (тот, кто соблюдает брахмачарью) - это человек, поглощенный изучением священных ведических знаний, постоянно приверженный Брахману и знающий, что все сущее заключено в Брахмане. Иными словами, брахмачари это тот, кто видит во всем божество. Патанджали, однако, подчеркивает значение воздержания тела, речи и ума. Это отнюдь не означает, что философия йоги предназначена лишь для безбрачных. Брахмачарья не зависит от того, холост человек или женат и ведет жизнь семьянина. Он должен воплотить высшие проявления брахмачарьи в повседневной жизни. Чтобы достигнуть спасения, не обязательно соблюдать безбрачие и не иметь домашнего очага. Напротив, все смрити (кодексы законов) рекомендуют женитьбу. Не испытав человеческой любви и счастья, невозможно познать божественную любовь. Почти все йоги и мудрецы Древней Индии были женатыми, семейными людьми. Они не уклонялись от общественных и нравственных обязанностей. Женитьба и забота о детях не препятствуют познанию божественной любви, счастью и единению с Высшей Душой.

О положении ученика-семьянина в "Шива Самхите" говорится так:
"Пусть он занимается вдали от людей, в уединенном месте. Для соблюдения приличий он должен оставаться в обществе, но не должен быть привязанным к нему сердцем. Он не должен отказываться от исполнения своего профессионального долга и соответствующих его общественному положению обязанностей; пусть он исполняет их, сознавая себя орудием Бога, не думая о результатах. Он будет преуспевать, мудро следуя методу йоги, это несомненно. Оставаясь в кругу семьи, постоянно исполняя долг семьянина, человек, освободившийся от заслуг и недостатков и обуздавший свои чувства, достигнет спасения. Ни добродетели, ни пороки не затрагивают семьянина, занимающегося йогой; его не запятнает и грех, если придется согрешить ради зашиты человечества" ("Шива Самхита", гл.У, 234-238).

Утвердившийся в брахмачарье приобретает запас жизненных сил и энергии, отважный ум и сильный интеллект, так что он может бороться с любой несправедливостью. Брахмачари благоразумно использует приобретенные им силы: физические силы - для богоугодных дел, ментальные - для распространения культуры, интеллектуальные - для развития духовной жизни. Брахмачарья - это заряд, питающий светоч мудрости.


Апариграха

Париграха означает накопление или собирательство. Апариграха - это свобода от накоплений, нестяжательство, то есть другая грань астеи (неворовства). Как не следует брать вещей, в которых нет действительной нужды, так не следует накапливать и собирать вещи, которые в данную минуту не нужны. Не следует брать ничего не заработанного или даваемого в качестве услуги, так как это признак нищеты духа. Йог чувствует, что собирание и накопление вещей для обеспечения своего будущего происходит от недостатка веры в Бога и в свои собственные силы. Он сохраняет веру, всматриваясь в образ Луны. В ту половину месяца, когда Луна восходит позднее, большинство людей спит и не замечает ее красоты. Ее сияние меркнет, но она не сходит со своего пути и равнодушна к тому, что люди не оценили ее блеск. Она верит, что снова будет полной, когда предстанет перед Солнцем, и тогда люди будут страстно ждать ее пышного восхода.

Соблюдая апариграху, йог по возможности упрощает свою жизнь и приучает свой ум не ощущать нехватки или недостатка в чем бы то ни было. Тогда все, в чем он действительно нуждается, придет к нему само по себе в надлежащее время. Жизнь обычного человека наполнена бесконечными тревогами и неудачами и его реакциями на них. Поэтому ему практически невозможно держать свой ум в состоянии равновесия. Садхака развил в себе способность оставаться довольным, что бы с ним ни случилось. Так он достигает покоя, который уводит его за пределы царства иллюзий и несчастий, которыми наполнен наш мир. Он вспоминает обещание, которое дал Шри Кришна Арджуне в девятой главе "Бхагавадгиты":

Но всем тем, кто Меня почитают,
ни о чем ином не помышляя, -
постоянно обузданным в йоге
я дарю плодов сохраненье.

(Бхагавадгита, IX, 22.)


конечно у Айенгара свой взгляд, но его тоже можно адаптировать под наш менталитет, если поразмышлять хорошенько.

Нияма - Дисциплина, регулярность.
Только человек, у которого в жизни есть режим и внутренняя структура, может стать хозяином самому себе.
Т.е. чтобы иметь красивое и сильное тело - нужно быть себе хозяином: иметь волю заставить себя иметь определенный (здоровый) рацион питания, регулярно выполнять физические упражнения, возможно, еще что-то, к чему вы стремитесь (творчество например).
Но для того чтобы достичь дисциплины нужно сперва принять решение (яма).

Асана - Поза (расслабление) = расслабленная поза, отдых.
Это значит просто сидеть, молчать, ничего не делать. Вы в асане на столько расслабленны, так глубоко отдыхаете, что нет нужды двигаться. В этот момент вы выходите за приделы своего тела.
Асана ПРИХОДИТ ТОЛЬКО К ТОМУ, кто умеет ограничивать (направлять) себя, соблюдать дисциплину, в жизни которого есть определенная структура, только тогда он может выдержать позу.
Тело будет "говорить", но постепенно умолкнет.
Вы не приказываете телу что-либо делать, вы просто отдыхаете.

Пранаяма - регулировка дыхания - путешествие внутрь себя.
По началу нужно просто наблюдение за своим дыханием, изучение его ритма. Вы наблюдаете постоянно: когда злитесь, когда спокойны, когда занимаетесь сексом...
Вы сами должны познать пранаяму. Ей нельзя научить.
Только человек, научившийся проявлять бдительность, на полпути к цели, т.к. впереди еще 4 ступени.

При подготовке материала использована также книга, написанная учениками Ошо "Йога - Рождение индивидуальности" (изд. "Весь" 2007г.)

ответы на частые вопросы   практика йоги   хатха йога  

Добавить комментарий

Комментарии проходят модерацию для исключения спама.


Обратная связь

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Предыдущая Следующая

Алёна Душева

Отзывы

Алёна Душева

Недавно, я посетила лекцию по йоге в студии «3 часа 48 минут». На этой лекции мы рассмотрели такие актуальные вопросы как: виды йоги, ...

Подробнее

Мария Макарова

Отзывы

Мария Макарова

В коллекции отзывов очередное пополнение! На этот раз своей историей делится Мария Макарова... Мне йога позволила доказать, ...

Подробнее

Юлия Прыткина

Отзывы

Юлия Прыткина

В студию йоги «3 часа 48 минут» я пришла полгода назад. До этого йогой не занималась и была далека от спорта. На первых занятиях был...

Подробнее

Екатерина Кузминская

Отзывы

Екатерина Кузминская

В современном мире, полном стрессов и различного вида энергий (не всегда положительных), по моему мнению, самый простой способ держа...

Подробнее

Лариса Георгиевна

Отзывы

Лариса Георгиевна

Представляем Вашему вниманию ещё один отзыв, на этот раз от Ларисы Георгиевны... До йоги меня мучили боли в шее (шейный остеохондроз)...

Подробнее

Что ещё почитать...

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Предыдущая Следующая

Советы по выбору коврика для…

Статьи о йоге

Советы по выбору коврика для йоги

«Какой коврик для йоги выбрать?» «Какой коврик для йоги лучше?» «Подойдёт ли туристический коврик для занятий?» «Где коврик для й...

Подробнее

Аюрведа - набор книг для…

Шастры

Аюрведа - набор книг для «чайника»

Аюрведа — это индийская традиционная система народной медицины, которая является одной из разновидностей альтернативной клинической («За...

Подробнее

Сукшма-Вьяяма и Стхула-Вьяяма - путь…

Статьи о йоге

Сукшма-Вьяяма и Стхула-Вьяяма - путь к здоровью

В данной заметке расскажем о системе динамических йоговских практик, изложенной Дхерендрой Брахмачари в своей книге «Йога-Сукшма-Вьяяма». ...

Подробнее

Йогасана Виджняна - Наука Йоги

Шастры

Йогасана Виджняна - Наука Йоги

"Йогасана Виджняна - Наука Йоги" (скачать) Современная наука, сфера исследований которой - большее понимание природы челове...

Подробнее

Уход за ковриком для йоги

Статьи о йоге

Уход за ковриком для йоги

Вот и подготовлена очередная заметка с ответом на частые вопросы. На этот раз расскажем о том, как ухаживать за ковриком для йоги. На...

Подробнее

Домашняя йога. Что можно делать…

Статьи о йоге

Домашняя йога. Что можно делать самостоятельно?

«Какой должна быть структура самостоятельных занятий йогой?» - достаточно частый вопрос, который задают практикующие. Ответим на этот...

Подробнее

Йога и гибкость - ответы…

Статьи о йоге

Йога и гибкость - ответы на частые вопросы

"Я хочу стать гибким, как "человек-змея", я хочу сесть на шпагат" - Чего только не услышишь от людей, которые приходят на йогу. ...

Подробнее

Йога после родов - ответы…

Статьи о йоге

Йога после родов - ответы на частые вопросы молодых мам о йоге

Если Вы читаете эту статью, значит у Вас случилось радостное событие! Примите искренние поздравления и пожелания здоровья, терпения и спок...

Подробнее

Стили и виды йоги

Статьи о йоге

Стили и виды йоги

Многим интересно узнать о том какие виды йоги существуют и как выявить "настоящую йогу". Эти вопросы возникают в виду того, что, чут...

Подробнее

Эка Пада Раджакапотасана (поза…

Статьи о йоге

Эка Пада Раджакапотасана  (поза Голубя) - частые ошибки, травмобезопасность, рекомендации как правильно сделать

На занятиях приходится часто объяснять практикующим о методике правильного выполнения асан, о травмобезопасности и различных возможностях ...

Подробнее
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
Предыдущая Следующая

19 июня 2016 состоялся йога-марафон…

Блог йогов

19 июня 2016 состоялся йога-марафон в честь Международного Дня Йоги

В минувшее воскресение прошло очередное празднование Международного Дня Йоги, как по всему миру, так и в Ульяновске. В этот раз событие...

Подробнее

В Ульяновске отпраздновали Международный день…

Блог йогов

В Ульяновске отпраздновали Международный день йоги 2015

Друзья! Сердечно поздравляем Вас с Международным Днём Йоги, который сегодня, 21 июня 2015 года, мы вместе отметили открытым занятием! Желаем...

Подробнее

Всемирный день Йоги в Ульяновске…

Блог йогов

Всемирный день Йоги в Ульяновске 2012

24 июня в Ульяновске прошло открытое занятие, приуроченное к празднованию Всемирного Дня Йоги. Организаторами выступили Ульяновское регион...

Подробнее

Фотоотчёт с празднования Всемирного дня…

Блог йогов

Подборка фотографий с празднования Дня йоги в 2011 году, который, в этот раз, совпал с празднованием "Дня молодёжи"...

Подробнее

Отчёт об акции Open.Air.Yoga 2011

Блог йогов

Отчёт об акции Open.Air.Yoga 2011

Первое занятие на природе прошло... Было нас не много, но всем было интересно. Всем принявшим участие - огромное СПАСИБО! В начале мы н...

Подробнее

Проблемы от практики йоги?

Блог йогов

Проблемы от практики йоги?

Пришло письмо - крик души: "Йогой занималась год с хвостиком с инструктором, потом операция и ещё и ещё, сейчас не могу заниматься в группе...

Подробнее

Про здоровье - по звонкам…

Блог йогов

Про здоровье - по звонкам посетителей сайта

Бывают люди, которым современная медицина уже мало помогает, и тогда многие обращаются к нестандартным методам лечения: экстрасенсы, ребёфин...

Подробнее
  • VK
  • OK
© 2009-2017 Йога в Ульяновске. Заполняя любую форму на сайте или оставляя комментарий, вы даёте своё согласие на обработку своих персональных данных. Пользовательское соглашение использование сайта "Йога в Ульяновске".